Джибран Халиль Джибран.
Отрывок из эссе "ПРОРОК"

«Когда я впервые прочла несколько строк из «Пророка» - я обмерла.. Это был не ступор, это было и правда вот такое полуобморочное состояние от немыслимой простоты и ясности вкуса Истины..." - лишь одно из высказываний об этом произведении Джебрана Халиль Джебран (1883-1931) — выдающегося арабо-американского писателя, поэта, философа, мистика и художника. Возможно это - суть любви, руководствуясь которой в отношениях неминуемо следуешь гармонии.

         Аль-Мустафа, избранный и возлюбленный, двенадцать лет ждал в городе Орфалесе возвращения корабля, который должен был увезти его на остров, где он родился. На двенадцатый год, в седьмой день айлуля, месяца урожая, он поднялся на холм, лежащий за стенами города, обратил взор к морю и заметил свой корабль, приближающийся в тумане..

         И он сказал:
- Сыновья праматери моей, вы пришли, и я готов отправиться в плавание, и паруса моего нетерпения ждут ветра. Лишь взгляну с любовью назад - и встану среди вас, мореплаватель среди мореплавателей. Когда он вступил в город, весь народ вышел ему навстречу, и все приветствовали его в один голос.          И вышла из святилища женщина. Аль-Митра было имя ее. Была она прорицательницей. Он посмотрел на нее с глубокой нежностью, ибо она первая нашла его и поверила в него. Она приветствовала его словами:
- Пророк Божий, устремляясь к беспредельному, долго ты искал в далях свой корабль. И вот корабль твой прибыл, пора тебе отправляться. Глубока твоя тоска по земле твоих воспоминаний и обители твоих сокровенных желаний; и любовь наша не свяжет тебя, как не удержат тебя и наши нужды. Но мы просим тебя, чтобы перед разлукой ты сказал нам и дал вкусить от своей Истины. Мы передадим ее нашим детям, а те - своим, и она не исчезнет. В одиночестве своем ты взирал на наши дни, и, пробуждаясь, ты слышал, как мы смеялись и плакали во сне. Потому раскрой нам нас самих и скажи нам все ведомое тебе о том, что лежит между рождением и смертью.

         И ответил он:
- Народ Орфалеса, о чем могу я сказать, как не о том, что и сейчас тревожит ваши души?
Тогда просила аль-Митра:
- Скажи нам о Любви.
Он поднял голову, посмотрел на народ, и воцарилось молчание.Тогда он сказал громким голосом:
- Если любовь ведет вас, следуйте за ней, хотя дороги ее трудны и тернисты. Если она осенит вас своими крылами, прислушайтесь к ней, даже если вас ранил меч, скрытый в ее оперении. И если любовь говорит вам, верьте ей, даже если ее голос рушит ваши мечты, подобно тому, как северный ветер опустошает сад.

         Ибо любовь венчает вас, но она вас и распинает. Она растит вас, но она же и подрезает. Она подымается к вашей вершине и обнимает ваши нежные ветви, дрожащие под солнцем. И она же спускается к вашим корням, вросшим в землю, и сотрясает их. Как снопы пшеницы, она собирает вас вокруг себя. Она обмолачивает вас, чтобы обнажить. Она просеивает вас, чтобы освободить от шелухи. Она раскалывает вас до белизны. Она месит вас, пока вы не станете мягкими. А потом вверяет вас своему святому огню, чтобы вы стали святым хлебом для святого Божиего причастия.

         Все это творит над вами любовь, дабы вы познали тайны своего сердца и через это познание стали частью сердца Жизни. Но если, убоявшись, вы будете искать в любви лишь покой и усладу, то лучше вам прикрыть свою наготу и, покинув гумно любви, уйти в мир, не знающий времен года, где вы будете смеяться, но не от души, и плакать, но не всласть.

         Любовь дает лишь себя и берет лишь от себя. Любовь ничем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею, ибо любовь довольствуется любовью. Если ты любишь, не говори: "Бог - в моем сердце"; скажи лучше: "Я - в сердце Божием". И не думай, что ты можешь властвовать над путями любви, ибо если любовь сочтет тебя достойным, она будет направлять твой путь.
         Eдинственное желание любви - выразить самое себя. Но если ты любишь и не можешь отказаться от желаний, пусть твоими желаниями будут:
Таять и походить на бегущий ручей, что напевает ночи свою песню.
Познавать боль от бесконечной нежности.
Ранить себя собственным постижением любви.
Истекать кровью охотно и радостно.
Подниматься на заре с окрыленным сердцем и возносить благодарность за еще один день любви.
Обретать покой в полдень и предаваться мыслям о любовном экстазе.
Возвращаться вечером домой с благодарностью.
И засыпать с молитвой за возлюбленного в сердце своем и с песней хвалы на устах.

         Потом вновь заговорила аль-Митра.
- Что скажешь ты о Браке, Учитель? - спросила она.
И он ответил:
- Вы родились вместе и вместе пребудете вечно.
Вы будете вместе, когда белые крылья смерти рассеют ваши дни.
Вы будете вместе даже в безмолвной памяти Божией.
Но пусть близость ваша не будет чрезмерной, и пусть ветры небесные пляшут меж вами.
Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи: Пусть лучше она будет волнующимся морем между берегами ваших душ.
Наполняйте чаши друг другу, но не пейте из одной чаши. Давайте друг другу вкусить своего хлеба, но не ешьте от одного куска.

Пойте, пляшите вместе и наслаждайтесь, но пусть каждый из вас будет одинок, как одиноки струны лютни, хотя от них исходит одна музыка.

         Отдавайте ваши сердца, но не во владение друг другу. Ибо лишь рука Жизни может принять ваши сердца. Стойте вместе, но не слишком близко друг к другу. Ибо колонны храма стоят порознь, и дуб и кипарис не растут рядом.
И сказала аль-Митра, пророчица:
- Да будет благословен этот день, это место и дух твой, что говорил нам.
И ответил он:
- Разве это я говорил? Разве не был я также тем, кто слушал?

        

Джибран Халиль Джибран

Брачное агентство "Синяя Птица"®, журнал "Синяя птица" С.-Петербург, т. 703-83-45

>НАЗАД               >НА ГЛАВНУЮ